О патриотизме
Недавно я участвовал в одной дискуссии, где речь зашла про патриотизм. Там я совершенно искренне высказал свое мнение о том, что патриотизм – это плохо. Да, я совсем не патриот.
Но высказав свое такое мнение, я заинтересовался, почему же мне не нравится патриотизм. Ведь на первый взгляд ничего плохого в патриотизме нет. Я начал размышлять и вспомнил один давний разговор, который, как мне кажется, все объясняет.
Речь тогда шла о гипертрофированном чувстве «свой-чужой». Для многих людей, как оказалось, вполне естественно защищать близкого человека перед другими, во что бы то ни стало. Даже если он был неправ, даже если все факты указывают на его вину, все равно чувство «своего» для них сильнее чувства справедливости. Мне же такое отношение чуждо. Я считаю, что справедливость и истина стоят выше личных интересов, выше интересов племени, если хотите. Я совершенно не понимаю людей, которые готовы называть белое черным только ради того, чтобы выгородить «соплеменника».
Тут я понял, что патриотизм – это то самое чувство, только в больших масштабах. Именно поэтому я не могу его принять.
Марк Твен писал: «Чтобы быть патриотом, надо было сказать и повторять: «это наша страна, права она или нет», и призывать к маленькой войне. Разве не ясно, что эта фраза является оскорблением для нации?».
Что же такое патриотизм? Википедия говорит: «Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.».
Не понимаю, как можно гордиться чем-то, что досталось случайно? Мы не выбираем, где нам родиться географически, мы не выбираем национальность. Мы просто получаем это случайно при рождении. Какой тут повод для гордости? Результаты труда, достижения в чем-то – вот что может быть предметом гордости и радости. Но это не триумф нации или страны. Это достижение вполне конкретных людей, которые вложили свой труд, их и стоит хвалить. Разве не достойны уважения выдающиеся художники, музыканты, ученые, родившиеся в другой стране?
Метко об этом высказался Лев Рубинштейн: «Есть еще такая штука, как «патриотизм», означающая как правило приблизительно то, что навозную кучу посреди родного огорода предписано любить на разрыв аорты, в то время как клумба с георгинами во дворе соседа ничего кроме гадливого омерзения вызывать не должна».
Тут я уже задумался, а есть ли хоть что-то хорошее в патриотизме? Нужно ли человеку гиперболизировать это ощущение единства с близкими людьми? Думаю, что это имело смысл на заре человечества. Когда люди жили небольшими враждующими общинами, тогда именно это чувство помогало защитить свое племя, род, семью. Но цивилизация развивается. Границы стран установлены, есть международные законы и организации, следящие за их выполнением. Нужен ли патриотизм нам, современным людям?
Мне кажется, что на этот вопрос ответил Лев Толстой: «Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.».
Это действительно так. Патриотизм больше не защищает и не объединяет, наоборот - им прикрываются войны и мерзкие поступки. Об этом писал Альберт Эйнштейн в своем эссе «Мир, каким я его вижу»: «Героизм по команде, бессмысленная жестокость и омерзительная бессмысленность, называющаяся патриотизмом — как сильно я ненавижу все это, какой низкой и подлой является война.».
Я совсем не против того, чтобы радоваться достижениями соотечественников. Я не против того, чтобы рекламировать красивые и интересные географические места в родной стране. Но это не должно затмевать рассудок, не должно заставлять человека верить в исключительность своей страны лишь потому, что ему выпал шанс тут родиться.
Закончу цитатой Джорджа Сантаяны, американского философа испанского происхождения:
«Мне кажется ужасным унижением иметь душу, контролируемую географией»